Региональная научно-практическая конференция "Лицейские чтения"г. Томск
Департамент общего образования Томской области
Департамент образования администрации города Томска
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Томский политехнический университет
Региональное отделение Ассоциации учителей истории и обществознания
Региональный центр развития образования
28 апреля 2018 г. в Томском Гуманитарном лицее проводилась
XXI региональная научно-практическая конференция «Лицейские чтения»
Основные содержательные линии конференции:
- Выстраивание историко-литературного контекста в рамках исследовательской работы.
- Реализация межпредметных и надпредметных знаний.
- Формирование у школьников культуры ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные явления и факты.
- Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности.
- Социокультурная осведомленность.
Направления работы конференции:
- Филология:
- Русская литература XIX в.;
- Русская литература XX и XXI вв.;
- Актуальные проблемы современной лингвистики;
- Зарубежный роман ХХ−XXI вв.: особенности проблематики и поэтики.
- Общественные науки:
- История России
- Всеобщая история;
- Краеведение
- Обществознание.
3. Иностранные языки:
- Социокультурные аспекты межкультурной коммуникации;
- Лингвистический анализ иноязычных текстов;
- Структурно-семантические особенности иностранного языка.
- Математика:
- Прикладная математика;
- Геометрия в приложениях;
- Реальная математика;
- Занимательная математика;
- Математическое моделирование.
- Физика.
- Проектная деятельность.
- Краеведение
(«Изучение, сохранение и эффективное использование
историко-культурного наследия томского села»)
Для участия в работе секции приглашаются учащиеся 6−11 классов общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области, обучающиеся учреждений дополнительного образования, участники патриотических и военно-исторических клубов и детских общественных объединений, семейные коллективы.
Цель секции: Мировая практика показывает, что модернизация сельского хозяйства неминуемо влечёт сокращение занятости в нём. Сегодня в таких странах с развитым аграрным сектором, как США, в сельском хозяйстве занято всего 2% трудоспособного населения, в промышленно развитых странах ЕС – до 5%. В то же время в России – 8%. Перераспределение высвобождающейся рабочей силы в пользу городской занятости продолжается. Ситуация в Томской области не является исключением. Как следствие происходит сокращение сельской поселенческой сети и утрачивается социальный контроль за территориями, что чревато в условиях примата международного права превращением городских и пригородных сибирских пространств в резервации. Нормальна ли эта «неизбежность»? Является подлинно научное изучение истории села и крестьянства инструментом преодоления этих «непреодолимых обстоятельств»? Каков потенциал сельского исторического краеведения в устойчивом развитии сельско-городских территорий (агломераций) и сохранении российской субъектности по отношению к остальным обширным пространствам? Каковы место и роль локального исторического дискурса в контексте идей патриотизма без общественно вредных для эмансипации индивида свойств? Деятельное приближение к эмоционально-эвристическому разрешению данных «парадоксов» в процессе историко-краеведческого проектирования и является целеполаганием современного общественного сознания.
Задачи секции:
Актуализация и проблематизация сельского краеведения, понимание трудностей его становления.
Осмысление сельского исторического дискурса в его потенциале согласования идейно-противоречивых трактовок отдельных периодов российской истории.
Позиционирование сельского краеведения как эффективного и своевременного инструмента воспитания патриотизма у современной молодёжи и города и села.
Переход посредством возрастных исследовательских рефлексий школьников к современным теоретико-методологическим обобщениям, отход от исторических оценок в парадигме конфликта и вынужденного сотрудничества.
Овладение ретроспективным методом краеведческого исследования как инструмента выявления причин сегодняшних индивидуальных и общественных текущих состояний.
Предлагаемая тематика выступлений:
Летопись районов, сёл, малых городов Томской области
История заселения районов области и основания деревень в Томской области
Восходящая и нисходящая история сельской поселенческой сети Томской области.
История исчезнувших деревень Томской области
Устная история, семейные архивы как источники исторических краеведческих исследований по Томской области
Судьбы знаменитых земляков
История моей семьи в российской ретроспективе
Взаимодействие с институтами памяти (библиотеки, музеи, архивы) в историко-краеведческих исследованиях и в представлении их результатов
Школьные музеи Томской области: фонды, исследования, экспозиции
Краеведческие интернет-ресурсы и интернет-проекты
История родного края сквозь призу глобальных исторических событий.
История сельского краеведения в Томской области.
Тегульдетский район в данном мероприятии представляла проектная мастерская «Страницы истории» МКУДО ДДТ руководитель Ильина С.В. со своими исследовательскими работами:
- «Краеведческий музей – достопримечательность Тегульдетского района» - Байкова Ирина, 7 класс, МКОУ «Тегульдетская СОШ»;
- «Дом детского творчества – идейный вдохновитель тимуровского и волонтерского движения в Тегульдетском районе. Проектная мастерская «Страницы истории» Вахмистрова Лилия, 6 класс, МКОУ Тегульдетская СОШ;
- «Комсомол в жизни почётного гражданина Тегульдетского района М.А. Рогачевой» Виктория Сергеева, 11 класс, МКОУ «Тегульдетская СОШ» - лауреат 3 степени;
- «Комсомольцы Тегульдетского района Томской области в годы Великой Отечественной войны»
Сучкова М., Кайсарова А., Васильян В., Казанцева А, 7 класс, МКУДО Дом детского творчества Тегульдетского района – лауреаты 3 степени;
- «Исчезнувшая деревня Бобровка Тегульдетского района Томской области»
Харитонова Эльвира,7 класс, МКОУ «Тегульдетская СОШ» - лауреат 2 степени
Поздравляем юных исследователей и их руководителя и благодарим за помощь в организации поездки.
http://www.teguldet.tomsk.ru/news/general/News_2018-05-04
Ссылка на фото:https://ok.ru/studiyaest/album/55395371974671